Предпосылки и выгоды международной торговли

Предпосылки и выгоды международной торговли

Живя в огромной стране, мы до недавнего времени редко задумывались над тем, насколько наша жизнь зависит от поставок товаров из других государств. В последние годы степень этой зависимости резко возросла. Теперь на прилавках магазинов чаще появляются продукты с иностранными этикетками, товары из других стран, например, товары из Китая. Мы можем купить обувь, сделанную в Италии, или видеомагнитофон, собранный в Японии, а на улицах больших городов, наряду с отечественными «жигулями» и «москвичами», появилось множество «тойот» и «мерседесов». В истории России было немало периодов, когда страна обеспечивала население практически всеми необходимыми продуктами, не полагаясь на других. Некоторые крупные страны, видимо, могут позволить себе такую роскошь н сегодня. Но вообразить себе, скажем, Швецию иди Сингапур отрезанными от мирового рынка просто невозможно. Рассматривая торговлю между странами, мы постараемся ответить прежде всего на вопрос о том, чем выгодна внешняя торговля для ее участников, какие препятствия существуют на ее пути и каким образом внешняя торговля финансируется. Но прежде остановимся на вопросе о том, как торговля между странами «измеряется», какие показатели для этого используются.

Ежегодно Россия продает другим странам МИЛЛИОНЫ тонн нефти, целый ряд редких полезных ископаемых, сложные станки и оборудование. В то же время страна закупает за рубежом огромное количество товаров — от зерна и кофе до компьютеров. В специальных статистических публикациях приводятся точные данные о том, сколько компьютеров фирмы ИБМ или «Ком-пак» было закуплено в этом году. Эти данные очень важны для оценки степени компьютеризации нашей экономики. Но для характеристики товарообмена между странами в целом используются иные, более обобщенные показатели.

Все товары, которые страна закупила за рубежом в данном году (или их стоимость), называются импортом (ввозом). Товары, которые страна продает другим странам (или их стоимость), именуются экспортом (вывозом). Разница между экспортом и импортом образует внешнеторговое сальдо. Оно положительно, если экспорт превышает импорт, либо отрицательно, если, наоборот, импорт превышает экспорт. В последнем случае говорят, что внешнеторговый баланс сводится с дефицитом. Вывоз и ввоз, конечно, могут и точно уравновешивать друг друга. Сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот.

Рост экспорта означает увеличение ВНП страны-продавца. Напротив, рост импорта снижает ВНП и в целом оказывает противоречивое воздействие на экономику. Отношение стоимости экспорта и импорта к ВНП (пли ВВП) — еще один важный показатель, характеризующий не только внешнюю торговлю, но и экономику страны в целом.

Доля экспорта и импорта в ВВП нашей страны относительно невелика и сопоставима с аналогичным показателем для США

Доля экспорта и импорта в ВНП (либо ВВП) характеризует степень вовлеченности страны в мировое хозяйство, но вместе с тем и степень ее зависимости от процессов, происходящих вне ее границ.

Почему государство торгует? Ответ на этот вопрос экономисты искали много веков. Пожалуй, самый простой и убедительный ответ на него дал 200 лет назад основатель политической экономии А. Смит. Он сформулировал его, проведя аналогию между торговлей внешней и внутренней. «Основное правило каждого благоразумного главы семьи, — писал он, — состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется ему дороже, чем покупка их на стороне. Портной не пробует сам себе шить сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам себе шить одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать свой труд в той области, в которой они обладают некоторыми преимуществами перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта, или, что то же самое, на цену части продукта своего труда.

То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».

Рекомендация А. Смита сосредоточиваться на определенных видах деятельности, или, говоря современным языком, специализироваться на них, работает и сегодня в отношении как отдельных регионов, так и целых стран. Бразилия, например, специализируется на производстве кофе, Гондурас — бананов, Австралия знаменита во всем мире своими изделиями из шерсти, Швейцария — фармацевтикой, Франция — винами и парфюмерией, и т. д.

Страны специализируются на производстве определенных товаров и услуг по целому ряду причин. Прежде всего, это неравномерное распределение ресурсов на земном шаре. Другая причина описывается понятиями <'абсолютных» и «сравнительных преимуществ» во внешней торговле, которые мы рассмотрим ниже. И наконец, в отношениях между странами и торговле между ними немаловажную роль играют политические соображения.